У детей младшего школьного возраста (от 6 до 12 лет) редко встречаются фиксированные формы расстройств осанки (круглая спина, кифоз), коррекция которых требует усиленного растягивания связочно-мышечной системы. Мышцы и связки при нефиксированных расстройствах осанки еще эластичны, и достаточно волевого импульса и умения выпрямиться, как круглая спина исчезает, и мы видим обычную, или чаще уплощенную со слабой мускулатурой спину. Но, к сожалению, умение самостоятельно выпрямляться еще не является надежной коррекцией: через некоторое, очень непродолжительное время наступает утомление, и ребенок принимает прежнюю, расслабленную, позу. Поэтому необходимо длительно и систематически укреплять мышцы туловища.
При составлении плана занятий лечебной физкультурой для детей с нефиксированными формами расстройств осанки нужно учитывать следующие моменты:
- занятия должны укрепить мышцы, поддерживающие позвоночник и натренировать их статическую выносливость;
- занятия не должны допустить фиксации деформации позвоночника;
- воспитать привычку правильно держать корпус при всяких обстоятельствах;
- повысить общий физический и психический тонус ребенка.
Поэтому во время занятия лечебной физкультурой максимум
внимания и времени отводится:
- упражнениям, мобилизирующим позвоночник, с дозированным акцентом на участок наиболее выраженного патологического искривления;
- упражнениям, укрепляющим силу и выносливость, с акцентом на мышцы, разгибающие позвоночник;
- упражнениям, воспитывающим рефлексы правильной осанки;
- общеоздоровительным упражнениям с широким использованием движений, развивающих грудную клетку и дыхание.
Помимо этого, необходимо вводить специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера, которые обычно имеют место во время отдыха между коррегирующими упражнениями. Специальные упражнения, связанные с глубоким дыханием, необходимо назначать младшему школьному возрасту в связи с тем, что им свойственно отставание роста грудной клетки от роста всего тела. Так, у годовалого ребенка окружность груди превышает полурост на 8-10 см, у ребенка 7 лет она равна полуросту, а в возрасте 9-12 лет она меньше полуроста на 2-3 см. В этом же возрасте начинает, отставать в росте передне-задний диаметр грудной клетки по сравнению с поперечным, вследствие чего грудная клетка уплощается.
Дыхательная мускулатура (диафрагма, межреберные, грудные и другие мышцы) у младшего школьника еще слабо развиты и нуждаются в повседневном укреплении. Поэтому в каждый урок лечебной физкультуры необходимо постоянно включать упражнения с работой дыхательной мускулатуры.
Упражнения, мобилизующие мышцы, связывающие позвоночник, должны проработать весь позвоночник на подвижность его во всех плоскостях движения с некоторым акцентом на вершину искривления, т. е. если спина круглая с вершиной в средне-грудном отделе, то на этом участке позвоночника следует сосредоточить более локальные коррегирующие упражнения, например, лордозирующие. Но не увлекаться одними лордозирующими, а применять также движения во фронтальной плоскости и по продольной оси, т. е. сгибание позвоночника вправо, влево и вращение.
Упражнения, вызывающие усиленное прогибание грудного отдела позвоночника с давлением на выпуклую область патологического искривления, например, упражнения на мяче, при нефиксированных формах круглой спины излишни и даже могут привести к плоско-вогнутой спине.
По этой же причине не надо долго останавливаться на "глубоком ползании" и "скольжении", усиленно лордозирующих грудной отдел позвоночника. Эти упражнения достаточно применять в течение 3 минут за весь 20-минутный урок лечебной физкультуры.
При выполнении упражнений, вырабатывающих силу и выносливость мускулатуры, необходимо тщательно выявить ослабленные, растянутые мышечные группы и использовать для них активные, укрепляющие и тонизирующие упражнения силового характера.
Для мышечных групп, в которых уже наметилась тенденция к ригидности и привычному укорочению, надо использовать мягкие, активные растягивающие движения ("скольжение", упражнения с гимнастическими палками и пр.).
Цель воспитания привычки держать прямо голову и спину должно проходить основной концепцией через занятие лечебной физкультуры. Надо акцентировать внимание занимающихся на правильной осанке, добиваться того, чтобы, в конце концов, рефлекс правильно держаться стабилизировался.
При планировании занятия необходимо заботиться о том, чтобы оно было максимально насыщено полезным действием, соответствовало силам занимающихся и имело тренирующее качество, т. е. каждый раз повышало запрос на физическую силу и выносливость, а также было эмоциональным.
Одним из лучших средств в развитии чувства осязания и овладения своим телом являются упражнения у гимнастической стенки. Мышечное ощущение вырабатывается и контролируется посредством прикосновения спины к перекладине или ровной плоскости, когда можно с помощью осязания определить части тела и их расположение. Широко используется упражнение, при котором дети, приняв под контролем взрослого правильное положение у плоскости, отходят от нее и, сохраняя принятую осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками (лопатки, ягодицы).
Статистика показывает, что при многих физических упражнениях наблюдается нарушение равновесия и неумение владеть своим телом. Особенно это проявляется при приседании, которое у детей происходит с отклонением корпуса назад или вперед, и они не могут держать торс в правильном положении. В этом случае применяются упражнения у плоскости. Делаются приседания, спина плотно прикасается всей поверхностью к плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с опорой, тем совершеннее развивается мышечное чувство. После тренировки заметно приобретаются навыки к более координированным положениям тела и свободное приседание выполняется с прямым корпусом.
Другим эффективным способом воспитания мышечного чувства является легкое похлопывание по спине и животу. В ответ на раздражение проприорецепторов (чувствительные нервные окончания, расположенные в мышцах, связках, суставах) происходит сокращение и подтягивание мышц и принятие правильной осанки.
Важный фактор при воспитании осанки — умение расслаблять и напрягать отдельные мышечные группы, обеспечивающие принятие хорошей стати.
Например, после принятия осанки при выполнении упражнений в различных исходных положениях следует чередовать расслабление мышц корпуса и конечностей с последующим их напряжением.
Кроме осознанных волевых импульсов к принятию правильной осанки, необходимо использовать суставно-мышечное чувство — т. е. уже упомянутую проприорецепцию, и тренировку вестибулярного аппарата. Этого можно достигнуть удержанием предметов на голове, например, в сочетании с упражнениями на равновесие на узкой и широкой площадке опоры, балансировка куклы или книги на голове.
Не меньшее значение приобретает воздействие через вторую сигнальную систему. Постоянное напоминание детям о необходимости выравнивать осанку, направлять корпус в сторону, противоположную отклонению, вырабатывает у них новые навыки в овладении своим телом. Это положение внедряет в сознание детей необходимость держаться прямо, отводить плечи назад и соблюдать прямое положение торса к голове. Ориентировка детей на овладение своим телом вносит новое, ранее не знакомое, в их сознание.
Обязательным при формировании осанки является использование зрительного контроля — принятие правильной осанки перед зеркалом, сначала по указанию педагога, а затем самостоятельно. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклоненный корпус к средней линии, тем самым выравнивая треугольники талии, положение головы, и установить параллельность линий надплечий и таза (активная коррекция корпуса).
Воспитание правильной осанки необходимо проводить индивидуально.
Там, где причиной нарушений осанки являются слабые мышцы и пониженная физическая выносливость, цель лечебной физкультуры состоит в создании "мышечного корсета", повышение общего физического тонуса и внедрение в быт ребенка четкого режима.
При нарушениях осанки, возникших на почве укоренившихся неправильных привычек, лечебная физкультура проводится в сочетании с углубленной воспитательной работой, с включением возможно большего количества афферентных систем, а также с воздействием на вторую сигнальную систему (разъяснения, напоминание, внушение), так как необходимо затормозить привычные условнорефлекторные связи и заменить их новыми. Поэтому для успешности лечения необходима организация благоприятной обстановки не только в кабинете лечебной физкультуры, но и в школе, особенно же в быту — влияние родителей, преподавателей, пример товарищей.
При сочетании расстройств осанки с вялостью волевых импульсов необходимо воспитывать настойчивость, применяя физические упражнения и игры, исполнение которых требует упорства и волевых качеств.
Если же основной причиной является пониженная координация движений, то в лечебной физкультуре должны преобладать упражнения, развивающие координацию и ловкость.
При дисгармонии нервно-мышечного тонуса необходимо систематически применять активные, локально действующие несимметричные упражнения. Они призваны укреплять ослабленные мышечные группы и растягивать их привычно укороченные от бездеятельности антагонисты. При малом наклоне таза, влекущем образование плоской спины, нужно уделять особое внимание укреплению тех мышц, тонус которых может увеличить наклон таза. При чрезмерном лордозе — назначать упражнения, которые укрепляют те мышечные группы, тонус которых способен уменьшить наклон таза.
При несимметричной установке таза, например, вследствие укорочения одной нижней конечности, что происходит при статическом сколиозе, необходимо уровнять длину нижних конечностей путем коррекции позвоночника.
Формирование осанки проходит постепенно, под влиянием внешних и внутренних факторов. Осанка — сложный акт координированных динамических и статических напряжений и расслаблений в нервно-мышечном аппарате, осуществляемых процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе — коре головного мозга. Поэтому осанку следует рассматривать как двигательный навык, образующийся по типу сложных условных рефлексов.
Правильная осанка при отсутствии патологических изменений в костно-мышечной и нервной системе — такой же условный двигательный рефлекс, приобретаемый ребенком в процессе его развития, как, например, условный рефлекс еды вилкой и ложкой. Когда ребенок поднимается с коленок на ноги и пытается ходить, родители стараются в этом всячески помочь. Они обучают ребенка ходьбе, оберегая его от ушибов и падений. Однако, как только ребенок начинает крепко стоять на ногах, его предоставляют самому себе в смысле дальнейшего совершенствования ходьбы. Если ребенок ест руками или пьет из тарелки, родители обязательно ему покажут правильный способ еды и будут воспитывать этот способ, пока не выработают совершенно правильного исполнения.
Вообще ребенок с каждым годом своей жизни приобретает массу новых условных рефлексов, которые заботливо воспитывают. Но, если ребенок при ходьбе или сидя неправильно держит корпус своего тела, и его никто не поправляет, никто не обучает правильной осанке, то нет и правильного двигательного навыка. Поэтому, приступая к занятиям лечебной физкультурой, необходимо, прежде всего, ознакомить ребенка с представлениями о правильной осанке и с его собственными ошибками в этом отношении, иначе ребенок вступает в жизнь, не придавая значения коррегирующим упражнениям.
Педагог, воспитатель, родители должны на протяжении дня напоминать ребенку о правильной осанке и исправлять ее дефекты.
В основе образования условных рефлексов лежит механизм замыкания временной связи между различными возбужденными участками в коре головного мозга или в других отделах центральной нервной системы. В основе замыкания лежит процесс повторения путей. В описанном случае имеются неправильные временные связи и двигательные пути в коре головного мозга, которые при тренировке осанки и воспитании нового двигательного навыка позволяют решить формулу красоты тела.
Весь процесс воспитания осанки должен сопровождаться сознательно-волевым отношением ребенка ко всему, что встречается на занятиях. Только тогда процесс овладения навыком правильной осанки будет формироваться естественным путем.
Процесс образования навыка правильной осанки как двигательного стереотипа протекает в общих чертах в следующем порядке:
- изучение осанки по элементам;
- устранение излишнего мышечного напряжения, скованности;
- запоминание правильной осанки при сохранении контроля сознания, т. е. образование "двигательного стереотипа";
- ощущение "чувства осанки", т. е. умение восстанавливать правильную осанку в любых условиях у зеркала, тренирующая зрительную афферентную систему, передающую импульсы от мышц к нервному центру, — это повороты на 360° с удержанием правильной осанки.
- Упражнения у вертикальной плоскости, с целью задействовать тактильную, т. е. чувствительную и кинестетическую, ведающую распределением центра тяжести мышц, — афферентную систему.
- Удержание на голове различных предметов, великолепно развивающее проприочувствительность мышц и сухожилий шеи путем сокращения или растяжения мышц.
- Сочетание лечебной физкультуры с мануальной терапией, массажем и психотренингом.
- Коррекция позвоночника с последующим "лечением положением".
- Передвижение по бревну, рейке, балансирование с целью тренировки вестибулярного аппарата, мозжечка, выработки кинестатической чувствительности, проприочувствительности мышц шеи, туловища, конечностей.
- Воспроизведение осанки по словесному объяснению (вторая сигнальная система. Воспроизведение правильной осанки "по памяти" (суставное чувство).